Ноябрь 2013

АМОРТИЗАТОР, НАПОЛНЕННЫЙ ГАЗОМ ПОД НИЗКИМ ДАВЛЕНИЕМ

Амортизатор, наполненный газом под низ­ким давлением, является амортизатором двухтрубного типа, который частично запол­нен газом под низким давлением (3 — 6 кгс/см2).

Это предотвращает создание ненормаль-

+ 1 +2 ного шума из-за кавитации* и аэрации* ,

которые могут возникнуть в амортизаторах, заправляемых только жидкостью. Сведение к минимуму кавитации и аэрации также де­лает возможным получение более стабиль­ного демпфирующего усилия, что улучшает комфорт езды и стабильность управления. Устройство и работа амортизатора, напол­ненного газом под низким давлением, в ос­новном такие же, как и амортизатора двух­трубного типа, но в некоторых амортизато­рах, наполненных газом под низким давле­нием, клапан основания устранен, поэтому демпфирующее усилие создается как во время отскока, так и отдачи клапаном порш­ня.

*[2] Кавитация

Когда жидкость проходит с высокой скоростью в амортизаторе, давление будет падать в некоторых участках, об­разуя в жидкости воздушные карманы или полости. Это явление называется кавитацией. Такая кавитация может быть разрушающей, если она возникает в районах с высоким давлением, приводя к большим ударным давлениям. Это мо­жет создавать шум, вызывать колебания давления и может повреждать сам амортизатор.

*2 Аэрация

Аэрация — это смешивание воздуха с жидкостью амортизатора. Это может приводить к шуму, колебаниям давления и потере давления.

Как выжить в условиях экономики медленного роста

Я уже говорил, что спокойно воспринимаю слова «медленный рост».

Макроэкономический рост, превышающий 5 %, можно рас­сматривать скорее как процветание, а не как спад, а рост в 3-5 % — как нормальный. Поскольку экономические циклы в будущем могут привести к нулевому или даже негативному росту, мы должны быть готовы ко всему.

Японская автомобильная промышленность вошла в период негативного роста сразу после нефтяного кризиса, а однажды пережила даже настоящий спад. Однако после этого объемы экс­порта выросли, и в сравнении с вялым состоянием других отрас­лей индустрии автомобильная промышленность, кажется, един­ственная находилась в неплохом положении. В то же время нельзя сказать, что настоящее положение так уж оптимистично.

Спрос на внутреннем рынке дошел до определенного уровня, и в настоящее время мы вряд ли можем надеяться на резкий ска­чок. Рост экспорта тоже приостановится, что понятно. В Европе и Соединенных Штатах постепенно сформировалось полити­ческое и психологическое сопротивление в отношении япон­ских автомобилей. Рост йены, скорее всего, также отразится на конкурентоспособности японских автомобилей на международ­ном рынке. Кроме того, американские фирмы начали произво­дить малогабаритные машины, что негативно сказывается на японском экспорте.

Автомобильная промышленность, возможно, до сих пор ока­зывалась в слишком благоприятных условиях. Но тут кроется определенная опасность. Если спрос на внутреннем рынке про­должает расти медленными темпами, а экспорт переживает даже небольшой спад, мы окажемся в сложном положении.

Считается, что текстильная промышленность и сфера произ­водства товаров потребления находятся в состоянии экономи­ческого застоя, и единственный способ реанимировать их — рез­кая смена в подходе к бизнесу. Автомобильная промышлен­ность в настоящее время находится на пике экономического взлета, но кто может гарантировать, что для нее тоже не насту­пят тяжелые времена?

В период серьезного экономического спада или медленного роста частные предприятия должны стремиться выжить любы­ми способами. Производственная система Тойоты серьезно по­дошла к проблеме устранения потерь, несогласованности и не­целесообразности в производстве. Это ни в коем случае не пас­сивная и не оборонительная система менеджмента.

Производственная система Тойоты — своего рода революция в мышлении. Поскольку она требует от нас глобальных измене­ний в нашем собственном сознании, я сталкиваюсь как с горячей поддержкой, так и с серьезной критикой. Мне кажется, причи­ной критики является недостаточное понимание самой сущнос­ти системы.

Конечно, мы еще недостаточно сделали для объяснения лю­дям природы производственной системы Тойоты. Однако не бу­дет преувеличением сказать, что она уже вышла за пределы са­мой компании Toyota и стала общеяпонской производственной системой.

Антифриз — общие сведения

А

внимание/ Не допускейте по­падания антифриза не кожу или лакокрасочное покрытие кузоаа. Неземедлительно смы­вайте брызги большим количеством воды. Не оставляйте охлаждающую жидкость а открытых емкостях или а лужах а тах местах, где к най могут по­лучить доступ дати и домашние живот­ные. Приятный запах этого аащастеа можат привлечь их аниманиа, но аго попадание внутрь можат приеасти к ле­тальному исходу! Незамедлительно убирайте пролитый антифриз с пола гаража. Держите амкости с антифри­зом закрытыми и устраняйте утечки в система охлаждения сразу жа посла их обнаружения. Утилизацию использо­ванного антифриза сладует выполнять а соответствии с мастными нормами и правилами. Никогда на слиаайта ис­пользованный антифриз на грунт или а слианую канализацию.

Примечание. В некоторых магазинах автозапчастей можно приобрести не­токсичную охлаждающую жидкость. Хотя свежея охлаждеющая жидкость этого типа и нетоксична, тем не менее, следует соблюдать соответствующие правила утилизации.

Если местные климатические усло­вия требуют этого, систему охлвждения следувт звпрввлять смвсью воды и анти­фриза на основе зтиленгликоля, которая нв звмерзает до температуры квк мини­мум 30 ° С или ниже. Твкая смесь также обеспечивавт защиту от коррозии и уве­личивает температуру кипвния охлвжда­ющей жидкости.

Систему охлаждения следует опорож­нять. промыввтъ и повторно звпрввлять как минимум раз в дав года (см. главу 1). Использование охлвждающвй жидкости дольше двух лет может вызввть повреж­дения и способствовать образоввнию ржавчины и нагвра в систвмв. Если во­допроводная вода в вашей местности жесткая, то есть в нвй содержится много растворенных минервльных веществ, для смешивания с внтифризом следует использоввть дистиллироввнную воду.

Пврвд добввлением антифриза в си­стему проверьте все соединения шлан­гов. потому что антифриз имеет склон­ность к утвчке через очень мвлвнькие отверстия. Обычно охлвждвющвя жид­кость в двигвтеле нв рвсходуется. Поэто­му, если уровень падает, выясните при­чину и устраните ев.

«Правильнвя» смвсь антифриза с водой, которую вы должны использовать, зввисит от относительных погодных ус­ловий. Смвсь должна содержать квк ми­нимум 50% антифризв, но никогда нв должнв содержать больше 70% анти­фриза. Перед добавлением охлаждаю­щей жидкости обратитесь к таблице со­отношения компонентов смеси, данной на вмкости с антифризом. В большинстве магазинов автозапчастей можно приоб­рести ареометры, позволяющие прове­рить соотношение антифриза и воды (рис. 2.4). Используйте антифриз, кото­рый удовлетворяет техническим услови­ям изготовителя ввтомобиля.

ОТЫСКАНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ

ОТЫСКАНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ

МЕТОДИКА ОТЫСКАНИЯ НЕИСПРАВНОСТЕЙ

Неисправности двигателя имеют много различных причин и чтобы определить точную причину или причины отдельной проблемы, следует проверять все, что к ней относится. Это очень длительный по време­ни процесс, поэтому для сокращения вре­мени, необходимого для обнаружения причин проблемы, важно проверять каждую систему в определенной последовательнос­ти.

Причины неисправностей двигателя могут широко классифицироваться на причины, появляющиеся в топливной системе, в сис­теме зажигания и в самом двигателе. Здесь мы обсудим методику проверки, которую следует применять при отыскании неисп­равностей топливной системы.

ОТЫСКАНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ — Предварительная проверка, отыскание неисправностей

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПРОВЕРКА

Основой отыскания неисправностей являет­ся предварительная проверка, которая включает следующее:

Моторное масло….

Проверьте количество и качество (за­грязненность, вязкость и т. д.)

(2) Охлаждающая жидкость…

Проверьте количество и качество (за­грязненность, содержание антифриза и т. д.)

(3) Батарея и выводы батареи..,.

Количество электролита, плотность, на­пряжение и состояние выводов (кор­розия, расшатанность клеммового сое­динения и т. д.)

(4) Воздухоочиститель….

Засоренность, загрязнение и т. д.

(5) Приводной ремень двигателя….

Износ, трещины, величина прогиба

(6) Свечи зажигания….

Чистота, проверьте зазор и отрегули­руйте

(7) Распределитель (проверьте и отрегули­руйте)…,

• Проверьте зазор и проверьте, нет ли трещин в роторе, загрязненность и т. д.

• Проверьте работу центробежного и вакуумного регуляторов

• Проверьте сопротивление генератора сигналов

(8) Установка момента зажигания (проверь­те и отрегулируйте)….

Проверьте и отрегулируйте согласно спецификации на двигатель

ОТЫСКАНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ

НЕИСПРАВНОСТЬ

ВОЗМОЖНАЯ ПРИЧИНА

СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ

Двигатель не запус кается/трудно запускается (проворачивается нормально)

Неисправности карбюратора

• Работа воздушной заслонки

• Заедание или засорение игольчатого клапана

• Отсоединился или поврежден ва­куумный шланг

• Не открывается клапан с элек­тромагнитным управлением

Проверьте систему воздуш­ной заслонки Проверьте поплавок и игольчатый клапан

Проверьте клапан с элек­тромагнитным управлением

Неустойчивый холостой ход или двигатель глохнет

Неисправности карбюратора

• Неправильное число оборотов на холостом ходу

• Засорен жиклер малых оборотов

• Неправильный состав смеси хо­лостого хода

• Не открывается клапан с элек­тромагнитным управлением от­сечки топлива

• Неправильная регулировка уве­личенных оборотов холостого хо­да (холодный двигатель)

• Открыта воздушная заслонка (хо­лодный двигатель)

Отрыт клапан EBCV

Отсоединен или поврежден шланг

EBCV

Не закрывается наружный клапан уп­равления вентиляцией

Отрегулируйте число оборо­тов на холостом ходу

Отрегулируйте состав сме­си холостого хода Проверьте клапан с элек­тромагнитным управлением отсечки топлива Отрегулируйте увеличенные обороты холостого хода

Проверьте систему воздуш­ной заслонки Проверьте EBCV Проверьте шланги

Проверьте наружный клапан управления вентиляцией

НЕИСПРАВНОСТЬ

ВОЗМОЖНАЯПРИЧИНА

СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ

Плохие приемистость или разгон

Неисправность карбюратора

• Слишком низко расположен по­плавок

• Дефектный ускорительный насос

• Дефектный обогатительный кла­пан

• Закрыта воздушная заслонка (го­рячий двигатель)

• Заедание в открытом положении воздушной заслонки (холодный двигатель)

Засорен топливопровод

Отрегулируйте положение поплавка

Проверьте ускорительный насос

Проверьте поршень и кла­пан обогатителя Проверьте систему воздуш­ной заслонки

Проверьте систему воздуш­ной заслонки

Проверьте топливопровод

Двигатель детонирует (работает после выключения

включателя зажигания)

Неисправности карбюратора

• Заедание рычажного механизма

•Разрегулированы обороты холос­того хода или увеличенные обо­роты холостого хода

• Неисправен клапан с электро­магнитным управлением отсечки топлива

Проверьте рычажный меха­низм

Отрегулируйте обороты хо­лостого хода или увеличен­ные обороты холостого хода Проверьте клапан с элек­тромагнитным управлением отсечки топлива

Плохая топливная экономичность

Неисправности карбюратора

• Неисправность системы воздуш­ной заслонки

• Очень высокие обороты холос­того хода

• Неисправна система отсечки топ­лива при замедлении

• Всегда открыт обогатительный клапан

Течь топлива

Проверьте систему воздуш­ной заслонки

Отрегулируйте число оборо­тов холостого хода Проверьте систему замед­ления

Проверьте обогатительную систему

Отремонтируйте при необ­ходимости

Недостаточная подача топлива к карбюратору

Засорен топливный фильтр

Неисправен топливный насос

Засорен топливопровод

Изогнут или перегнут топливопровод

Замените топливный фильтр

Замените топливный насос Проверьте топливопровод Замените топливопровод

Системы охлаждения, отопления и кондиционирования воздуха

3*9

..3*11 .. 3*13 .. 3*13 .. 3*14 главу 1 главу 1 главу 1 главу 1

главу 1 главу 6

Спецификации

Общие сведения

Давление открытия крышки радиатора…………………………. 93… 122 кПа

Характеристики термостата

Начало открытия……………………………………………………. 80…84 °С

Полное открытие……………………. ……………………………. ..95 °С

Моменты затяжки резьбовых соединений Нм (если иное не оговорено]

TOC o "1-5" h z Опора радиатора (Lexus)……………………………………………. 10

Пробка ресиеера-осушителя…………….. ……………………….. 12

Болты корпуса термостата

Четырехцилиндровый двигатель………………………………. 9

Двигатель V6 —…………………………………………………….. 8

Болты/гайки насоса охлаждающей жидкости

Четырехцилиндровый двигатель………………………………. 9

Двигатель/6………………………………………………………….. 8

1 Расширительный бачок

Системы охлаждения, отопления и кондиционирования воздуха

Рис. 1.1. Тмличмоо расположение элемолтов системы охлаждолия (показан двигатель V6, для четыреяцилиидромго двигвтеля виилогичио)

2 Верхний шланг радиатора

3 Крышка радиатора

4 Радиатор

5 Нижний шланг радиатора

6 Вантиляторы охлаждения / Термостат (показано

приблизительное место установки)

В Коробка плавких

предохранителей и реле

1 Общие сведения

Система охлаждения двигателя

На всех ввтомобилях, описыввемых в этом Руководстве, испольэувтся герме — тичнвя система охлвждения двигвтвля с термостатически упревлявмой циркуля­цией охлвждающей жидкости (рис. 1.1). Циркуляцию охлаждающей жидкости че­рез двигвтапь обеспечивает центробеж­ный нвсос, уствновленный нв передней стороне блокв цилиндров. Охлаждвющвя жидкость обтеквет квждый цилиндр и по ступвет к задней чвети двигвтвпя. Затем она проходит по квнвлвм в литой головкв цилиндров и охлаждвет порты впускных и выпускных клвпвнов, зону свечей звжи — гвния и нвпрввляющие втулки выпускных клвпвнов.

Термостате парвфиновым наполни­телем рвеположен в соответствующем корпусе около передней чвети двигателя (рис. 1.2). В фвэе прогревв эвкрытый термоствт предотвращвет прохождение охлеждающей жидкости через рвдивтор. Когда двигатель достигает нормвльной рвбочей твмпервтуры, термоствт откры — вввтся, и горячвя охлаждающая жидкость может проходить через радивтор, где онв охлвждается перед возврвщением в дви­гвтель.

Системв охлвждения уплотняется герметичной крышкой рвдивторв. Это по­зволяет поднять точку кипения охлвжда­ющей жидкости, а болве высоквя темпе — рвтура кипения позволяет увеличить эффективность охлвждения, обеспечи — ввемую рвдиатором. Если давление в си­стеме превышвет знвченив ервбвтывв — ния првдохрвнительного кпвпвна в крышке, открывается подпружиненный клвпан, и охлаждающая жидкость может проходить по переливному трубопроводу в рвеширительный бачок. Когда системв охлаждается, избыток охлвждвющей жидкости ввтомвтически вытягиввется из бвчкв нвзад в радивтор.

Рвеширительный бачок служит в ка­честве рвзервуврв, из которого свежвя охлвждвющая жидкость добввпяется в систему охлаждения, чтобы поддержеть прввильный уровень жидкости, и в квчв — стев резервуара для приема перегретой охлвждвющей жидкости.

Система охлвждения такого типа нв — эывввтся «закрытой системой», потому что охлаждвющвя жидкость, которая вы — теквет за герметичную крышку, сохрвня — ется и используется повторно.

Система отопления

В соствв системы отопления входит вен­тилятор обдувв и радиатор отопителя, рве — положенный в корпусе отопителя, впускныв и выпускные шланги, соединяющие ради втор отопителя с системой охлаждения двигвтвля. в твкжв панель управления отопителем/кондиционером нв лицевой пвнепи. Горячвя охлаждвющея жидкость циркулирует чврвэ рвдиатор отопителя. Когдв активируется режим отопления, от — крыввется эаслонкв, открыввющвя про­ход из корпуса отопителя в евпон авто­мобиля. Перекпючвтвпь вентилятора не пвнепи управления активирует злактро — ввнтилятор, который прогоняет воздух чврез рвдивтор отопителя, гдв он нвгре — вавтся.

Система кондиционирования воздуха

В соствв системы кондиционировения воздуха входит конденсатор, установлен­ный перед радиатором, испвритепь. уста­новленный рядом с рвдиатором отопите ля под лицевой панелью, компрессор, уствновленный нв двигвтеле, рвеиввр — осушитвль, в котором содержится пре­дохранительный клвпан высокого дввпв ния, и трубопроводы, соединяющие все перечисленные элементы.

Системы охлаждения, отопления и кондиционирования воздуха

Рис. 1.2 Типичный термостат

7

Фланец

2

Поршень

3

Переливной клапан

А

Гпааная пружина

5

Седло клапана

6

Клапан

7

Рамка

В

Вторичная пружина

Вентилятор обдувв прогоняет болве теплый воздух из салона ввтомобиля через рвдиатор испарителя, передввая тепло от воздуха к хлвдвгвнту. Жидкий хлвдагент преобразуется в пар низкого давления с отбором тепла на выходе из испвритвля. Компрессор поддерживает циркуляцию хладагента через систему, прогоняя нагретый хладвгент через кон двнсатор, где он охлаждается и звтем идвт назвд к испарителю.

Некоторые модели оснвицены опци­онной (устанавливаемой по жвланию клиента] ввтоматической системой кон­диционирования воздухв. При наличии этой системы вы выбираете желаемую температуру в салоне кнопкой на пвнвли упрввления, аналогично нвстройкв тем­пературы на домашнем термоствте ото­пления/охлаждения, и система автома­тически добавляет правильную смвсь прохладного или теплого воздухв для поддержвния этой температуры. Система оснвщвна датчиками, которыв опрвдвля — ют и температуру в салонв, и наружную температуру.

ДВУХТРУБНЫЙ ТИП УСТРОЙСТВО

Внутри кожуха амортизатора (наружной трубы) имеется цилиндр (напорная труба), а внутри нее находится поршень, который движется вверх и вниз. У основания штока поршня установлен клапан поршня, который создает демпфирующее усилие при выдви­жении амортизатора (во время отдачи). В нижней части цилиндра имеется клапан ос­нования, который создает демпфирующее усилие при сжатии амортизатора (во время отскока).

Внутренняя часть цилиндра заполнена жид­костью для амортизаторов, но жидкостью заполнены только 2/3 полости резервуара, остальная часть заполнена воздухом при атмосферном давлении. Резервуар служит бачком для поступающей и покидающей ци­линдр жидкости.

РАБОТА (1) Во время отскока (Сжатие)

1) Высокая скорость перемещения штока поршня

Когда поршень движется вниз, давление в полости А под поршнем становится высоким. Жидкость открывает обратный клапан в поршне и практически без со­противления перетекает в полость В (демпфирующее усилие не создается). Одновременно объем жидкости, равный по объему жидкости, вытесняемой пор­шнем при перемещении его в цилиндре, пропускается через откидной клапан в клапане основания и проходит в полость резервуара. Именно в этот момент со­здается демпфирующее усилие благо­даря сопротивлению потоку.

Откидной клапан Клапан основания

Шток поршня

ДВУХТРУБНЫЙ ТИП УСТРОЙСТВО

Полость В

Обратный

клапан

Отверстие

Поршень и
клапан поршня

Откидной клапан

Полость
резервуара

Полость А

Обратный
клапан

Круглая гайка Прокладка

Кожух амортизатора

Резервуар

Поршень

Клапан основания

Упор буфера Сальник Направляющая штока

Упор отскока Клапан поршня

ДВУХТРУБНЫЙ ТИП УСТРОЙСТВО

. Шток поршня Цилиндр

Обратный

клапан

Откидной клапан

КЛАПАН ПОРШНЯ КЛАПАН ОСНОВАНИЯ

ДВУХТРУБНЫЙ ТИП УСТРОЙСТВО

ОНР 23

Откидной клапан

2)

Откидной клапан Клапан основания

Шток поршня

ДВУХТРУБНЫЙ ТИП УСТРОЙСТВО

Полость В Обратный клапан

Отверстие

Поршень и клапан поршня

Откидной клапан

Полость

резервуара

Полость А

Обратный

клапан

Отверстие

ДВУХТРУБНЫЙ ТИП УСТРОЙСТВО

Обратный

клапан

ДВУХТРУБНЫЙ ТИП УСТРОЙСТВО

КЛАПАН ОСНОВАНИЯ

ОНР 23

ДВУХТРУБНЫЙ ТИП УСТРОЙСТВО

Откидной

клапан

КЛАПАН ПОРШНЯ

КЛАПАН ПОРШНЯ КЛАПАН ОСНОВАНИЯ

Низкая скорость перемещения штока поршня

Если скорость штока поршня очень низ­кая, обратный клапан в клапане поршня и откидной клапан в клапане основания будут оставаться закрытыми, потому что давление в полости А низкое.

Однако, поскольку имеются отверстия в клапане поршня и клапане основания, жидкость в полости А течет через них в полость В и полость резервуара, по­этому создается лишь небольшое дем­пфирующее усилие.

Отверстие

ДВУХТРУБНЫЙ ТИП УСТРОЙСТВО

2)

1)

ДВУХТРУБНЫЙ ТИП УСТРОЙСТВО

КЛАПАН ОСНОВАНИЯ

Во время отскока (Расширение)

Высокая скорость перемещения штока поршня

Когда шток поршня движется вверх, давление в полости В над поршнем по­вышается и жидкость, находящаяся в полости В, открывает откидной клапан в клапане поршня и проходит в полость А. В это время сопротивление потоку жид­кости действует как демпфирующее усилие. Так как шток движется вверх, часть его выдвигается из цилиндра, по­этому объем перемещаемой им жидко­сти уменьшается. Чтобы компенсиро­вать это, жидкость проходит через об­ратный клапан клапана основания из полости резервуара и практически без сопротивления проходит в полость А.

Низкая скорость перемещения штока поршня

Когда шток поршня перемещается с низкой скоростью, как откидной клапан в клапане поршня, так и обратный кла­пан в клапане основания остаются зак­рытыми, потому что давление в полости В над поршнем высокое. Поэтому жид­кость из полости В проходит через от­верстия в клапане поршня и поступает в полость А. Также жидкость из полости резервуара проходит через отверстие в клапане основания и поступает в по­лость А, поэтому создается только не­большое демпфирующее усилие.

Отверстие

ДВУХТРУБНЫЙ ТИП УСТРОЙСТВО

КЛАПАН ПОРШНЯ

ДВУХТРУБНЫЙ ТИП УСТРОЙСТВО

Первый пуск и обкатка после ремонта

А

Внимание! При первом зепуске двигателя после ремонта следу­ет иметь под рукой огнетушитель.

1 После установки даигаталя на авто­мобиль проверьте уровни моторного масла и охлаждающей жидкости.

2 Снимита свачи зажигания с двига­таля. Отключита систему зажигания и топливный насос (для этого снимите реле C/OPN из коробки плавких предохраните­лей/репа а моторном отделении). Посла этого выполните проаорачиааниа двигате­ля, добиваясь появления индикации давле­ния масла на соответствующем указателе, или до тех пор, пока на погаснет соответ­ствующая контрольная лампа

3 Установите свачи зажигания и ка­тушки зажигания и подключите топлив­ный насос.

4 Запустите двигатель. Может потребо­ваться некоторое врамя для создания дав­ления в топливной системе, но двигатель должан запуститься баз особых проблем.

5 Посла запуска двигаталя сладуат прогреть аго до нормальной рабочай тампаретуры. Во врамя програаа двига­таля аыполнита тщательную проварку на наличиа утечак топлива, масла и охлаж­дающей жидкости.

6 Выключите двигатель и сноаа про­верьте уровни моторного масла и охлаж­дающей жидкости.

7 Выведите автомобиль на участок до­роги с минимальным движением, ускорь­тесь от 50 до 80 км/ч. а затем дайте ав­томобилю возможность замедлиться до 50 км/ч, полностью закрыа дроссельную заслонку. Повторита процедуру 10-12 раз. Это аызоват приложение нагрузки к поршнавым кольцам и заставит их при­нять правильное попожаниа относитель­но станок цилиндроа. Снова выполнита проварку на наличиа утачак охлаждаю­щей жидкости и масла.

8 Эксплуатируйте автомобиль на про­тяжении параых 800 км а щадящам ре­жима (баз продолжительного даижания на аысокой скорости). Регулярно прове­ряйте уроаань масла. Повышенный рас­ход масла а тачаниа периода обкатки — это нормальное яалвниа.

9 Приблизительно через 800-10ОО км заманите моторное масло и масляный фильтр.

10 На протяжении следующих несколь­ких сотен киломатроа можно зксплуати — роаать автомобиль, как обычно. Не пре­небрегайте аго обслуживанием.

11 Посла 3000 км пробега сноаа заме­ните моторное масло и масляный фильтр. Посла этого можно считать обкатку дви­гателя заваршанной.

Анализ состояния вкладышей подшипников двигателя Посторонние включения

Вкладыш с повреждениями, вызванными нвличием грязи нв тыльной стороне вклвдыша

Микрошлиф с канввквми Вклвдыш с медным покрытием с квневками, сделанными чвстицвми чугуна

Первый пуск и обкатка после ремонта

Неправильная

сборка

Первый пуск и обкатка после ремонта

Алюминиевый вкладыш с включениями от стеклянной дроби

Микрошлиф в случве ислользоввния стеклянной дроби

Первый пуск и обкатка после ремонта

Бвббитовый вкладыш с включениями продуктов механической обреботки Микрошлиф с включениями

Первый пуск и обкатка после ремонта

Перегрузка

Первый пуск и обкатка после ремонта

Результат уствновки нижнего вкладышв вместо верхнего — невозможность прохождения месла

Повышенный рвдивльный звзор виден по короткой дуге контвкта

Результат

повышенных оборотов холостого хода, что ведет к неспособности масляной пленки лоддерживвть прикладываемую нагрузку

Повреждения верхних вклвдышей подшипников швтунов, вызванные перегрузкой двигетеля; нижние вкледыши коренных подшипников (не покезвны) имеют внвлогичные дефекты

Первый пуск и обкатка после ремонта

Первый пуск и обкатка после ремонта

Результвт уствновки ненвдлежвщей крышки, ее переворачивания или смещения

Отлолироввнные и заселенные тыльные стороны — зто результат неправильной посадки в посадочном отверстии

Первый пуск и обкатка после ремонта

Повреждения, локвзвнные нв примере этих верхних и нижних вклвдышей подшипников швтунов, вызвены реботой двигателя под нвгрузкой с повышенной чвстотой арещения

Неправильная установка

Равномерно распраделанные царапины аызааны накачестаанной обработкой поверхности коланчатого вала

Первый пуск и обкатка после ремонта

Повреждение по одному краю в этой пара акладышай аызаано конусностью посадочного отаарстия

Показанный серьазный износ в цантра с уменыианиам к краям аызаан даформациай коленчатого аала

V-образный характер поаражданий аызаан изгибом шатуна

Коррозия


Результат пуска даигателя баз смазки: подшипники, показанные слеаа, наиболаа отдаланы от масляного насоса и имают больше повражданий

Смазка

Микрошлиф для коррозии

Первый пуск и обкатка после ремонта

Коррозия — зто сладстаиа кислотного воздействия на вкладыш подшипника, как прааило, аызыааамого нанадлажащим обслужиааниам, работой при слишком высокой или слишком низкой тампература или ненадлажащим качеством масла или топлива

Следствие повышенного осевого давления или недостаточного осааого зазора

Серьезный износ а результате недостаточного радивльного зазора

Микрошлиф

Для

кавитации

Первый пуск и обкатка после ремонта

Примар кавитации — поверхностная эрозия, вызванная изменениями даалания в масляной планка

Подшипник, работающий при разжижении масла, что вызывается повышен­ным прорывом газов или обогащением смаси

Результат низкой подачи масла или масляного «голодания»

Защита производства, основывающегося на получении прибыли

После Второй мировой войны США оказали на Японию боль­шое влияние во многих областях. Традиционно американские взгляды распространились по всей Японии и проникли даже в сферу политики.

В сфере индустрии Америка, бесспорно, занимала лидирую­щие позиции. Невозможно было догнать и перегнать Америку за один день. Перегнать ее быстрее всего можно было бы, заку­пив сверхсовременные американские технологии. Так агрессив­ный японский бизнес начал импортировать и применять высо­копроизводительные американские технологии. В научных и коммерческих учреждениях изучали и обсуждали огромное ко­личество американских приемов бизнеса и менеджмента. На­пример, сотрудники японских компаний дотошно изучали орга­низацию производства (industrial engineering) — производствен­ную технологию, охватывающую всю компанию и напрямую связанную с менеджментом, который был разработан и приме­нялся в Соединенных Штатах.

Трудно дать определение организации производства. Когда мы только начали разрабатывать производственную систему Тойоты, особый упор мы делали на то, что она относится к мето­ду производства (method engineering), а не к организации произ­водства. Эти понятия нельзя путать.

С моей точки зрения, организация производства (ОП)— это не отдельная технология производственного процесса, а скорее всеобщая технология производства, которая охватывает всю организацию бизнеса. Другими словами, ОП — это система. Производственная система Тойоты может рассматриваться как ОП в стиле Тойоты.

В чем же различие между традиционной ОП и системой Той­оты? ОП в стиле Тойоты — это мокеру, или организация произ­водства, создающая прибыль, известная под аббревиатурой ОПП. В том случае, если ОП не приводит к сокращению затрат и росту прибыли, она становится бессмысленной.

Существует много определений ОП. Бывший лидер профсо­юза рабочих сталелитейной промышленности США определил ее задачи как внедрение на заводе методов и процедур для улуч­шения производства и сокращения затрат. И это именно так.

«ОП — применение технологических приемов и систем для улучшения методов производства. По уровню охвата она про­стирается от упрощения отдельных процессов до широкомас­штабных планов капитальных инвестиций»1.

«ОП имеет два значения. Одно связано с улучшением мето­дов работы на заводе или в какой-либо конкретной сфере дея­тельности. Другое означает специальное изучение времени и дей­ствия. Но это задача технолога. Систематическим изучением пу­тей оптимизации производства занимается прежде всего инже­нер по организации производства»2.

Я бы к этому еще добавил определение, выработанное «Об­ществом развития менеджмента» (Society Advancement of Ma­nagement), которое пришло на смену «Обществу Тэйлора» (Tay­lor Society):

«Организация производства применяет технические знания и методики для изучения, улучшения и внедрения следующих элементов:

1) метода и системы;

2) количественного и качественного планирования и использования раз­личных нормативов, включая разные приемы в организации работы;

3) измерения достигнутых результатов на основе нормативов и принятия соответствующих решений.

Все это делается для улучшения менеджмента, особо заботясь о благе служа­щих, и не обязывает бизнес понижать цену на улучшенную продукцию и обслу­живание»3.

Я привел различные определения ОП, каждое из которых по-своему хорошо, так как они дают полезную информацию о предмете. Однако в частном бизнесе эффективное внедрение ОП дается не так-то просто.

Я называю организацию производства в стиле Тойоты «ОП, создающей прибыль», поскольку мне бы хотелось верить, что про­изводственная система Тойоты, зародившаяся и разработанная в автомобильной компании Toyota Motor Company, равноценна, а то и превосходит американскую систему организации менеджмента и производства.

Нам очень приятно, что производственная система Тойоты ста­ла, как я и предполагал, технологией производства в масштабах компании, непосредственно связанной с менеджментом. И, к на­шей радости, ее принимают и сотрудничающие с нами фирмы.

Последовательность сборки двигателя

1 Перад сборкой проверы а наличиа асах необходимых новых запасных час­тей. прокладок и уплотнений, а такжа на­личиа таких позиций, как:

— слесарныв инструменты общего на­значения,

— динамометрический ключ с присоеди ­нительной головкой на 1/2 дюйма,

— сввжвв моторное масло,

— гврмвтик,

— компаунд для с топорания резьбовых соединений.

2 Если аы приобрели неукомплектован­ный блок цилиндроа. потребуется устано­вить голоаку цилиндроа. масляный насос и маслолриамный патрубок, масляный под­дон, насос охлаждающей жидкости, ре­мань/цепь газораспределительного меха­низма и крышку газораспределительного механизма, а такжа крышку голоаки ци­линдроа (см. главу 2А или 2Б). Для эконо­мии врамани и во избежаниа лишних про­блем сборку двигателя ракомандуется выполнять а указанной нижа общай по­следовательности:

— термостат и крышка корпуса термо­стата.

— насос охлаждающей жидкости,

— впускной и выпускной коллекторы.

— элеманты системы впрыска топлива

— элементы, относящиеся к системам уманьшания уровня вредных выбро­сов,

— сввчи зажигания,

— катушки зажигания,

— масляный фильтр,

— опоры и опорные кронштейны дви­гателя.

маховик и сцвплвниа (маханическая коробка передач в блокв с ведущим мостом)

планшайба (автоматическая коробка передач в блоке с ведущим мостом)

В искусстве требуется действие

В английском словаре слово «инженер» (engineer) означает «технолог», а в японском — «искусство». Если внимательно по­смотреть на обозначающий это слово иероглиф, то можно обна­ружить, что он состоит из иероглифа «требовать», вписанного в иероглиф «действие». Таким образом, искусство — это то, что требует действия.

В математике, чтобы пользоваться ручными счетами, нужно потренироваться, хотя сам принцип использования нанизанных косточек легко понятен каждому. Но чтобы быстро и правильно ими пользоваться, требуется практика.

Боевое искусство владения бамбуковым мечом синаи изна­чально называлось геккен—атака с мечом. Но вскоре оно было пе­реименовано в кендзюцу— искусство владения мечом. Когда в на­чале эпохи Мейдзи настоящие бои на мечах прекратились, это бое­вое искусство переименовали в кендо — путь меча. С недавнего времени его стали называть кенги — техника владения мечом.

В эпоху, когда побеждал сильнейший, это называлось гек­кен — борьба на мечах. Но по мере его развития как искусства, когда одержать победу мог даже более слабый физически про­тивник, оно превратилось в кендзюцу. Когда не стало больше по­требности применять меч на деле, оно превратилось в кендо. С моей точки зрения, искусство владения мечом лучше всего раз­вивалось в период кендзюцу, потому что требовало действия.

Действие также требуется в применении гидзюцу (техноло­гии) — реальное действие здесь решает все. Иероглиф, обозначаю­щий слово «беседа», также произносится как дзюцу. В последнее время кажется, что люди больше говорят о технологии, чем зани­маются практикой. Это должно стать предметом для беспокойства.

Я сам все еще воспринимаю себя как технолога-практика. Мо­жет быть, я не такой уж превосходный оратор, но это меня не беспокоит. Разговоры о технологии и применение ее на практи­ке — это две разные вещи. Компьютеры начали считать за нас одновременно с тем, как кендзюцу превратилось из кендо в кенги. Хотя чистое искусство имеет свою ценность.